Инновационная площадка ГАУ ДПО ЛО "ИРО"

Тема инновационной площадки: 

«Формирование патриотических качеств личности младшего школьника средствами краеведческой работы»

 В связи с постепенным переходом России на уровень демократического и правового государства на современном этапе развития общества изменяется роль образования. Одним из новых социальных требований к системе российского образования является то, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Отсюда следует, что одним из условий повышения качества общего образования является признание  первостепенного приоритета воспитания, которое должно быть гармонично интегрировано в общий процесс обучения и развития.

 Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание, основная цель которого - воспитание личности, патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Патриотическое воспитание рассматривается как часть нравственного воспитания.  В младшем школьном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую, межличностное общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания.

  Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы».

  Обоснование актуальности темы

  Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.

  Школьное краеведение  имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

  ·• приоритет воспитательных задач;

  ·• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, региона;

  ·• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;

  ·• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

  ·• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

  Принимая во внимание важность и значимость краеведения вообще и его главенствующее значение для школы в частности, педагогический коллектив решил, что определяющим подходом к краеведческой деятельности должен стать комплексный подход, выступающий в учебном процессе в 4 аспектах:

   ·        в виде включений в программы других предметов;

  ·        в виде отдельного предмета;

  ·        во внеурочной деятельности;

  ·        в работе школьных музеев.

  Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.

  Предмет исследования: педагогические условия использования средств краеведческой работы в патриотическом воспитании младших школьников.

   Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования средств краеведческой работы в патриотическом воспитании младших школьников.

  Гипотеза исследования: использование средств краеведческой работы  в образовательном процессе начальной школы, будет обеспечивать эффективное патриотическое воспитание учащихся, если взаимосвязь  учебно-воспитательной работы учителя начальной школы и работы по краеведению осуществляется в разнообразных формах: проведение системы уроков, краеведческих экскурсий,  внеклассных занятий в школьном музее, организация внеурочной деятельности.

   Поставленная цель, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

   1.     Раскрыть содержание и особенности патриотического воспитания младших школьников в современной начальной школе.

  2.     Выявить потенциал краеведческой работы в патриотическом воспитании младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

  3.     Определить и проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия результативного  использования средств краеведческой работы в воспитании патриотизма у младших школьников в образовательном процессе начальной школы.

  4.     Разработать рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников средствами краеведения.

  5.     Обобщить опыт работы учителей начальных классов по  формированию патриотических качеств личности младшего школьника средствами краеведческой работы, издать адаптированные программы и приложения к ним.

  Сроки реализации

   Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся на 2013-2017 годы.

  Сроки и этапы реализации программы

  Реализация программы осуществляется в течение 2013-2017 годов в четыре этапа:

  2013 год - реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы;

  2015-2016 годы - формирование основных элементов системы патриотического воспитания;

 

ПРИКАЗ ОБ ОТКРЫТИИ ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК