Система краеведческого образования

МБОУ СШ № 61 имени М.И.Неделина – базовое учреждение

С сентября 2001 года  в школе велась опытно-экспериментальная и исследовательская работа, целью которой была разработка модели образовательного учреждения нового вида, реализующего программу «Создание системы краеведческого образования». Три года школа работала в статусе опорного учреждения по совершенствованию системы краеведческого образования школьников в тесном сотрудничестве с ЕГУ имени И.А.Бунина.

Приобщение школьников к родной культуре края позволяет решать  образовательные  и воспитательные, духовно-нравственные задачи. А как показала практика,  наибольший учебно-воспитательный эффект краеведческого  образования возможен при сочетании двух подходов:

1)введение специальных учебных дисциплин в рамках уроков и факультативных занятий, ориентированных на изучение своей «малой» Родины

2)изучение регионального компонента в рамках традиционных учебных предметов, выделение в их структуре краеведческих тем.

В учебный план школы, там, где позволяют часы регионального компонента  и компонента образовательного учреждения, введены специальные учебные предметы для изучения регионального компонента: «Краеведение» 5 класс, «Литературное краеведение» 7 класс, «Литературное краеведение» 8 класс.

Изучается региональный компонент  в рамках следующих традиционных предметов: литература и литературное чтение, история, окружающий мир, природоведение, биология, география, химия, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство, технология.

С 2010 года школа работает в статусе базового учреждения. Тема проекта, над которым мы  сейчас работаем, - «Краеведение как системообразующий компонент воспитательной системы школы в условиях введения ФГОС». Изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять духовно-нравственное развитие школьников, - цель данного проекта.

Перед педагогами школы стоят задачи:

·совершенствование  воспитательной системы школы в условиях введения ФГОС;

·разработка и апробация программ воспитательной деятельности с использованием краеведческого материала в условиях введения ФГОС;

·формирование  банка методических разработок по изучению краеведения как системообразующего компонента воспитательной системы школы.   

Основные формы распространения опыта - семинары, открытые уроки, публикации.

Актуальность материалов, которые мы предлагаем для распространения на муниципальном уровне, подтверждается задачами поэтапного перехода на новые ФГОС П поколения. У краеведческой работы большие возможности в воспитании гражданской индентичности, патриотизма, тех ценностных ориентиров, на которые нацеливает ФГОС П поколения.

Для реализации требований стандартов у нас есть серьезный ресурс: система сотрудничества с ЕГУ имени И.А.Бунина. Все программы и методические приложения к ним учителями школы разрабатывались под руководством елецких ученых-краеведов.

1.Адаптированную программу  в 6-8 классах в рамках учебного предмета «Истории России», авторы учителя истории Бушуева О.В., Ушакова И.В. (рецензент профессор, зав.кафедрой российской истории и археологии Тропин Николай Александрович)

2.Авторскую программу и учебное пособие «Литературное краеведение: родные имена» для обучающихся в 7-х классах, автор-учитель русского языка и литературы Дятчина О.М. (рецензент доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Комлик Надежда Николаевна)

3.Авторскую программу и учебное пособие «Литературное краеведение: поэты и писатели земли Липецкой» для обучающихся в 8-х классах, автор -учитель русского языка и литературы Догаева С.В. (рецензент доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Комлик Надежда Николаевна)

4.Программу и учебное пособие в 2-х  частях «Литературное краеведение», автор - учитель русского языка, литературы и краеведения Котяева Н.Н.. (рецензент доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Комлик Надежда Николаевна)

5.Авторскую программу «Общее представление о Липецком крае», учитель истории Рудометкина Ю.Б. . (рецензент профессор, зав.кафедрой российской истории и археологии Тропин Николай Александрович)

6.Приложение к авторской программе «Общее представление о Липецком крае» для 5-х классов, автор - учитель истории Рудометкина Ю.Б. . (рецензент профессор, зав.кафедрой российской истории и археологии Тропин Николай Александрович)

7.Учебно-методические материалы «Изучение регионального компонента в курсе «Физическая география России» для учащихся 8 классов, автор-учитель географии Якунина Н.П. (рецензент зав.кафедрой основ естествознания, доцент Панова Н.В.)

8.Календарно-тематическое  планирование «Литературное чтение» 2-4 классы и методическое приложение краеведческой направленности к данному курсу, составленное учителями начальных классов (Карпенко Г.Н., Загряжская О.А.) (рецензент доктор педагогических наук, профессор  кафедры методики начального образования Ларских Зинаида Петровна)

9.Календарно-тематическое  планирование «Краеведение»  для 4 класса и методическое приложение к данному курсу, составленное Пугиной Л.А., учителем начальных классов (рецензент доцент кафедры педагогики начального обучения Мясцова Валентина Ивановна)

10.Адаптированную программу в рамках учебного предмета «Литература» для уч-ся 5-11 классов и приложение к данной программе (Третьякова В.М., Васильковская Т.Л., Бочерова Н.Е., учителя русского языка и литературы) (рецензент доктор филологических наук, профессор Дякина Анжелика Александровна)

11.Календарно-тематическое  планирование «Мы и окружающий мир»  для 1-4 классов и методическое приложение к данному курсу, составленное учителями начальных классов (Кубышиной С.В., Мжачих Н.Н., Курдюковой Л.В. и др.) (рецензент зав.кафедрой основ естествознания, доцент Панова Н.В.)

 Но результаты опытно-экспериментальной работы нашли свое отражение не только в издательской продукции. Именно сотрудничество с вузом привели к созданию школьных музеев и экспозиций.

По музею и по каждой  экспозиции разработаны экскурсии для любой возрастной категории обучающихся.

В 2010 году получили положительную рецензию преподавательского состава ЕГУ уроки, разработанные учителями русского языка и литературы,  начальной школы, данные уроки опубликованы ЛИРО в методическом пособии (рецензенты доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Комлик Надежда Николаевна и доктор педагогических наук, профессор  кафедры методики начального образования Ларских Зинаида Петровна).

В 2012 году  профессорско-преподавательским составом ЕГУ прорецензированы приложения краеведческой направленности в содержание курса   по математике (5-9 класс) (рецензент доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой математического анализа и элементарной математики ЕГУ О.А.Саввина), по иностранному языку (5-9 класс) (рецензент доцент кафедры иностранных языков специальных дисциплин ЕГУ, кандидат филологических наук Трегубова Ю.А.), адаптированная программа по биологии, программа внеурочной деятельности «Народные ремесла и историко-архитектурные памятники Липецкого края (рецензет ассистент кафедры российской истории и археологии А.А.Пискулин). В настоящее время они готовятся к печати.

За время работы над этой темой были проведены семинары для учителей начальных классов, истории, математики, технологии, физики, иностранного языка:

- Семинар «Школьное краеведение в условиях введения ФГОС. Формы внеклассной краеведческой работы»

- Семинар «Роль музейных краеведческих объединений в духовно-нравственном развитии школьника»

- Семинар «Проектная деятельность в начальной школе»

- Семинар «Использование краеведческого материала во внеурочной  деятельности как средства воспитания патриотизма и гражданственности младших школьников»

   25 открытых уроков и внеклассных мероприятий было дано учителями школы:

- Карпенко  Г.Н. ,учитель начальных классов высшей  квалификационной категории .   Внеурочная  деятельность.« Русская  тряпичная кукла», 3в класс

  - Пономарева Е.В.,учитель начальных классов высшей квалификационной категории.      Внеурочная  деятельность.« Загадки Галичьей  горы», 3г класс

- Богатырева С.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории.     Внеурочная деятельность.« Чудесное  дерево липа», 4в класс

  - Клюева Л.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.Урок « Изображение добра и зла в русских народных сказках. Ее ключевые символы и образы», 4а класс

- Круглова И.П., учитель математики  высшей квалификационной категории. Урок (с использованием краеведческого материала)  «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей», 5а класс

- Беляева И.И., учитель технологии высшей квалификационной категории. Урок  «Художественные ремесла Липецкого края», 8а класс

  - Есикова Ю.В., учитель истории, аспирантка ЕГУ. Урок  «Культура и быт Древней Руси. Путешествие в Древнюю Русь», 9б класс

- Клюева Л.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Урок

 «И берег, милый для меня», 4а класс

- Кухарская Л.Л., учитель физики первой квалификационной категории. Урок (с использованием краеведческого материала) «Расчет сопротивления проводников», 8а класс

- Погожева А.П., учитель английского языка первой квалификационной категории. Урок «Липецкие минеральные воды», 11а класс

- Шипилова Е.А., учитель немецкого языка второй квалификационной категории Урок «Мой город», 5в класс

- Семенова С.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории Кружок «Аэробика». Музыкально-спортивное занятие «Люблю березку русскую», 1в класс

- Баранова Г.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории Кружок «Мы - липчане». Тема занятия «С чего начинается Родина?», 1г класс

- Пугина Л.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории  Кружок «Книжкино царство». Викторина «Растения и животные Липецкого края», 1б класс

- Курганникова Г.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории   Кружок «Почемучки». Тема занятия «Россия – Родина моя», 1а класс

- Стульникова Р.Н., внештатный корреспондент ГИДД   Кружок «Веселый светофорчик», 1в и 4а класс

- Карпенко  Г.Н. ,учитель начальных классов высшей  квалификационной категории .«Деревенские посиделки»

- Ушакова И.В.- руководитель научного общества   музея Диконской слободы.  Роль экспозиции музея Диконской слободы в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения.    

- Дятчина О.М. – руководитель научного общества «Литературное краеведение».    Роль экспозиции региональной культуры в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения.  

- Пономарева Е.В.,учитель начальных классов высшей квалификационной категории.  Литературно-музыкальная композиция «Липецк – ты сердца моего частица»

- Богатырева С.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории.  Проект «Вся правда о шоколаде»

- Клюева Л.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.  Праздник «Рождество»

- Пугина Л.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории  Проект «Реликтовый парк»

- Курганникова Г.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории   Праздник «Край родной, навек любимый»

Отзывы коллег:

«Большое спасибо за организацию семинара. Огромная ежедневная работа, энтузиазм и самопожертвование Ваших учителей дорого стоят» (рук. Музея МБОУ СОШ № 14 и № 10).

«Большое удовольствие получила от посещения вашей школы. Приятно было увидеть работу учителей, учащихся. Получили большой опыт работы по краеведению» (Крапивенских М.Г., МБОУ гимназия № 1 г. Елец)

«Русские посиделки»  «Спасибо коллективу школы и учителю Карпенко Г.Н. за замечательное занятие. Так важно в современном мире повернуть ребенка к традиционной русской культуре. Тепло и свет от народных кукол, русской культуры дети пронесут через всю свою жизнь» (Кошкина О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3).

«Хочется отметить профессионализм, компетентность и неравнодушие педагогов, контакт их с учениками, уроки, бесспорно, познавательны и интересны» (Преподаватель ЕГУ Пискулин А.А.).

«Отмечу высокий методический уровень Ваших учителей, профессионализм, мастерство. Спасибо за сотрудничество» (Профессор ЕГУ Н.А .Тропин)